"Кошка" Адольфа Гитлера

2665  31-05-2012, 19:01 

Вопреки всяким кинофильмам тяжелый немецкий танк "Тигр", он же Panzer IV aust H в реальных боевых действиях впервые принял участие на Ленинградском фронте в 1942 году весной. Замечу, дебют был не совсем удачным: машины попали под обстрел, и часть из них была уничтожена. Оставшиеся "в живых" танки были отправлены на доработку. При помощи этого монстра немецкое командование стремилось вернуть тот паритет в танках, который они имели в 1941-1942 годах, да вернуть себе стратегическую инициативу, которую они все чаще и чаще теряли.


И был - ли так страшен этот черт, как его малевали?


С одной стороны, толщина брони доходила до 120-140 мм - рекорд того времени. 88 миллиметровая пушка поражала наши танки на дистанции и в два километра. А если учесть высокое качество немецкой оптики и прицельных устройств, противник это был действительно серьезный. Да, конечно, но...


Кстати недавно открыл для себя отличный сайт про флеш игры танки, куча прикольных игр в танковой атмосфере, можно отлично скоротать время. А теперь продолжим. Немецкие инженеры отказались от наклонных листов в конструкции машины. Что бы повысило эффективность броневой защиты. В результате танк стал угловато-коробчатым. Высокая степень защиты была куплена ценой толщины брони. Это не есть гениально. Хотя бы только потому, что наклонный лист делает броневую защиту гораздо более эффективной. Что и было показано хотя бы на примере «тридцатьчетверок». Но почему-то инженеры решили делать корпус плоским.
 Из-за этого танк получился очень тяжелым. Его масса составляла 56,7 тонн. А вес – это проходимость танка, его маневренность и дальность хода. Вот тут-то и начинаются минусы.


По мягким грунтам он ехал с трудом. А для войны в СССР это большой минус (немцы это поняли на собственном опыте еще в 41м). Но это ладно. Танк имел 2 комплекта гусениц. Одни - для передвижения на поле боя. Вторые - более узкие - для транспортировки на железнодорожных платформах. То есть, танк снимается с платформы, "переобувается" и только после этого может полноценно воевать. Поскольку проходимость его с узкими "транспортными" гусеницами резко падает. С гусеницами для передвижения по дорогам танк нельзя было транспортировать на железнодорожных платформах – гусеницы выступали. А вот теперь представьте, что такое «переобуть» танк. Да еще в полевых условиях. То-то! Но и это еще не все. 
 Для транспортировки танка требовались специальные платформы, поскольку штатные просто не были рассчитаны на такой вес. На одну платформу грузится не больше 2 танков. Между платформами надо обязательно "пропускать" один-два вагона. Поскольку эшелон просто сломает большинство мостов. Из-за того, что весит слишком много. Вы не забывайте, что речь идет в боях, в основном на территории бывшего Советского Союза. Когда еще не было такой развитой сети железных дорог, локомотивы не отличались особой мощностью (по сравнению с современными) и деревянные мосты были частям явлением.


А теперь представьте, сколько нужно в таком случае вагонов, что бы увезли один батальон тяжелых танков. Это примерно 20-25 штук.


Танк, какой бы толстой он броней не обладал, и какую бы мощную пушку не имел, все равно имеет множество слабых мест. Это, в первую очередь, гусеницы, маска пушки и прицельные приспособления. А также моторный отсек, имеющий сверху вентиляцию. А если уж на мине разорвет хотя бы одну гусеницу, то здоровенная машина встает намертво и становится легкой добычей для противотанковой и прочей артиллерии. Под Курском это было наглядно продемонстрировано. Когда Советские войска очень эффективно применяли тактику оперативного минирования на участках прорыва немцев.


Танк имел шахматное расположение катков. Такая компоновка обеспечивает более равномерную нагрузку на гусеницы. Да, это так. Но одновременно с этим конструкция трансмиссии сильно усложняется. И ремонт подвески превращается в самые настоящие страдания. Поскольку приходится снимать как минимум 2 катка, дабы добраться до торсиона. Также шахматное расположение катков в межсезонье играет злую шутку с экипажем. Грязь, лед и снег, попадая в пространство между катками, замерзает, машина не может тронуться с места. Расстояния между катками было очень маленькое - всего 2,5-3 см. Немецким танкистам приходилось бить по каткам кувалдой, дабы разбить замерзшую грязь и лед. Запас хода всего 140 км. Для сравнения – у нашего ИС-2 он составлял около 240 км. 700 сильный двигатель «Майбах» был довольно-таки капризным в обращении. Система питания имела 2 карбюратора. И они должны работать согласованно, поскольку в противном случае одна половина мотора начинала глушить другую. Механикам-водителям приходилось очень непросто поддерживать нужные оптимальные обороты двигателя. А делать все приходилось и на поле боя, где любая остановка машины равняется гибели. Стоячий танк разобьют сразу.


Пушка «Тигра» - "в прошлой жизни" – 88 мм. швейцарская зенитка. Её броня олично служила защитой башни, прям как эта игра в танки. То есть танк эффективно можно применять для отражения танковых атак и против танков. Что немцы и делали. А вот фугасное действие снаряда невелико. Создавалась - то пушка и боеприпас для других целей. И, наконец, последний вопрос: цена изготовления. В производстве один "тигр" обходился столько же, сколько 3 самолета-истребителя "Мессершмит-109". Или двух танков "Пантера". То есть цена составляла 800000 рейхсмарок. Не слишком - ли дорогое удовольствие? "Тигров" было выпущено за всю войну около 1350 штук. У нас один штатный танковый завод выпускал столько танков за месяц. У меня, лично, возникает вопрос: а нужно ли вообще было разворачивать производство тяжелых и безумно дорогих машин? Ладно бы, в мирное время, но ведь речь идет о войне.